Аналитика

Маркетинговая воронка, путь клиента - что это такое и как с этим работать?

14 октября 2020, 15:40

Как показывает практика, многие предприниматели даже не задумываются над этим вопросом и на глаз прикидывают портрет целевой аудитории, не углубляясь в особенности. Это неправильно, поэтому мы решили написать статью, которая расставит все по полочкам.

Основа маркетинга - это маркетинговая воронка и путь клиента, по которому двигается покупатель с момента появления заинтересованности и до самой покупки.

Про виды маркетинговых воронок

Маркетинговая воронка, которая ведет потенциального клиента по нужному пути, может быть как длинной и короткой, так и двухэтапной.

Длинная маркетинговая воронка

Такая воронка включает в себя больше двух шагов.

Например, потенциальному покупателю в соответствии с его интересами и подписками показана реклама сообщества в ленте новостей и предложено подписаться на рассылку. Далее он получает цепочку сообщений с интервалами в 3-4 дня с упоминанием УТП компании или конкретного товара, с акциями и предложениями и призывом купить. Кто-то совершает покупку на первое сообщение в рассылке, кто-то - на пятое, а кто-то отписывается, так ничего и не купив.

Отсюда вывод: длинная маркетинговая воронка не должна быть слишком навязчивой, частой и продающей в лоб. Воронке важно быть полезной для пользователей. Ниже будет приведен пример длинной воронки.

Короткая маркетинговая воронка

Это то, чего хотят все, кто настраивает рекламу. Быстрый результат без долгих ожиданий и небольшие затраты на привлечение заявок.

Например, показываем потенциальному покупателю в соответствии с его интересами и подписками товар, который с большей вероятностью вызовет желание совершить покупку и ведем на посадочную, где нужно сразу же принять решение и оформить заказ.

Однако минус подобных воронок в том, что короткая воронка работает на недорогие товары, на то, что находится в тренде, и, в основном, здесь идет расчет на эмоциональные покупки.

Двухэтапная маркетинговая воронка

Что касается двухэтажных воронок, то здесь все просто, хотя также как и в первом случае потребуется время, изрядная доля терпения и креативности.

Например, потенциальному покупателю в соответствии с его интересами и подписками показывается рекламное объявление с призывом на подписку на сообщество.

А дальше происходит прогревание за счет контента на стене сообщества:

  • Закрытие возражений пользователя с помощью УТП и полезных статей;
  • Повышение доверия с помощью отзывов и экспертного мнения;
  • Общение в комментариях, ответы на вопросы на стене, в обсуждениях, в чатах, т.е. любая обратная связь.

Рано или поздно такой подписчик решит совершить целевое действие и, возможно, даже дойдет до продажи.

Удлинение воронки хотя бы на один шаг ведет к росту затрат на маркетинг, а соответственно к росту стоимости заявки и стоимости продажи. С другой стороны, это позволяет привлечь более надежную аудиторию, которая пусть и не сразу, но будет тратить и покупать больше и чаще, чем те, кому в лоб предложить купить товар.

Про товары и услуги

Выше мы уже писали, что недорогие продукты - это больше про эмоции, про моду, про тренды или недорогие продукты, о покупке которых не будет много сожалений. Но рынок состоит не только из этого - здесь есть дорогая продукция (от 10 000₽), а также сложные товары и услуги (например, финансовые продукты, e-commerce), которые как раз таки требуют иного подхода.

Сложные и дорогие продукты нуждаются в более длинных воронках, которые включают в себя полноценное прогревание аудитории и время на созревание решения о покупке.

Все понимаю же, что практически никто не выложит сразу же денег на дорогостоящий товар или услугу, над потребностью в которой еще необходимо поразмышлять и понять, зачем она нужна, какие проблемы она решит и т.д. Потенциальным покупателям нужно взвесить все за и против, попробовать представить свою жизнь с этим товаром или услугой.

Например, наш маркетолог говорил, что ему не нужны беспроводные наушники. Коллеги и друзья постоянно рекомендовали их, и он начал изучать, сравнивать варианты. В итоге, его словила реклама, которая смогла “прогреть” до нужного градуса. Теперь наш интернет-маркетолог не может представить свою жизнь без такого девайса.

Про путь клиента

Первое, что необходимо сделать перед созданием воронки продаж - обозначить путь клиента. Сначала мы прописываем все этапы, которые проходит потенциальный клиент от заинтересованности до точки выхода или продажи.

Причем, мы прописываем не только нашу воронку, но и те шаги, которые пользователь делал самостоятельно, пока не увидел рекламу.

Рассмотрим на примере курсов повышения квалификации для психологов:

Этап 1. Студент факультета психологии выпускается из университета и не знает, что делать, куда идти, как стать профессиональным психологом.

Этап 2. Он начинает искать работу, но везде отказывают из-за отсутствия опыта работы, недостатка нужного уровня знаний или, банально, оставшегося страха работать с людьми.

Этап 3. Он начинает искать курсы в строке браузера, которые помогут стать ему выше в глазах работодателя и доработать навыки психолога. Выпускник подписывается на несколько курсов в соцсетях и начинает выбирать лучший для себя, опираясь на соотношение цена-качество.

Этап 4. Затем на глаза попадается наша реклама, которая приглашает на бесплатный очный урок, где психологи тренируются с коллегами.

Этап 5. Он оставляет контактные данные в форме сборе заявок, записывается на мероприятие и посещает его в назначенный срок.

Этап 6. После нашему выпускнику приходят теоретические материалы и видеозапись с урока в рассылку с прошедшего занятия и предложение записаться уже на платный курс по повышению квалификации.

Этап 7. Студент покупает курс, проходит его и получает сертификат о повышении квалификации. Ему проще работать, проще найти работу и появляется понимание, как двигаться дальше.

Этап 8. Так как курсы для психологов зарекомендовали себя, то в будущем наш выпускник может вернуться и записаться на другой курс, включающий в себя другие механики и направления в психологии.

Первые 3 этапа не попадают в нашу воронку продаж, но их понимание очень важно для определения запроса, болей, построения портрета потенциального покупателя и маркетинговой воронки.

Исходя из вышеописанных этапов можно составить следующие портреты:

  1. Выпускники-психологи, которые только покинули стены родного ВУЗа и не понимают, куда им идти;
  2. Студенты-психологи, которые уже задумываются о том, что делать после выпуска и готовы уже сейчас взять дополнительное обучение во имя будущего;
  3. Психологи, которые уже практикуют, но зарабатывают ниже желаемого уровня;
  4. Психологи, которые по вынужденным причинам прекратили на время практику и им нужно немного повторения;
  5. Психологи, которые застоялись и хотят расти, как профессионалы в этом направлении, пробуя новые методы и т.д.

Чем больше прописать подобных ситуаций, тем больше будет возможностей определить:

  • Кому нужны товар или услуга;
  • Почему они им нужны, их боли и потребности;
  • Каким образом подать товар или услугу, чтобы произошла продажа.

Однако не всегда можно предугадать запросы потенциальных клиентов, их действия и размышления. В реальности покупатели могут действовать совершенно по-другому, поэтому необходимо спрашивать у уже купивших, какой путь они прошли, пока не увидели рекламу, как товар или услуга решили их проблему. Обратная связь крайне важна.

Кроме того, этап 7 очень влияет на этап 8 - если купленные товар или услуга, качество обслуживания и “содержимое” понравилось, значит клиент может вернуться и купить дополнительный курс, но уже по-другому направлению.

В случае с психологами перерыв между покупками курсов будет долгий. И скорее всего, следующая потребность, с которой придет наш выпускник, будет связана с увеличением заработка или роста в профессиональном плане, т.е. портрет изменится с 1 на 3 или 5.

Поэтому при настройке рекламы не стоит забывать про ретаргетинг или тех, кто уже совершал покупку.

Про построение маркетинговой воронки и ее силу

Маркетинговая воронка представляет собой этапы, некие “крючки”, на пути клиента, которые могут зацепить и привести к продаже. Анализ взаимосвязей этапов - крайне важный процесс, который поможет определить не только то, что сработало, но и провалы, которые следует устранить.

Например, было приведено 10 заявок, но менеджер по продажам не закрыл ни одну из них на продажу - здесь либо низкое качество заявок, либо двусмысленный посыл в рекламном объявлении, либо плохая работа менеджера по продажам.

Таким образом, мы выводим правила, которые необходимо соблюдать:

  • Анализ пути клиента, начиная с заинтересованности, определения портрета целевой аудитории, ее потребностей, запросов и болей;
  • Определение вида товара и его ценности для аудитории в зависимости от запросов;
  • Построение маркетинговой воронки и ее последующий анализ после запуска рекламы;
  • Выявление сильных и слабых мест в воронке, их улучшение или исправление;
  • И снова анализ, бесконечный анализ.

Прослеживание всей воронки от привлечения до получения прибыли дает возможность управлять бизнесом.

Мы понимаем, что для многих предпринимателей это является головной болью, поэтому помогаем и заботимся о вашем бизнесе.