Справочник

Философия веб-аналитики

Никто никогда не говорил, что веб-аналитика — это просто. Просматривать веб-сайт и заниматься его анализом — не одно и то же. Нам не раз приходилось сталкиваться с замечаниями на форумах, где блоггеры пишут о различных сложностях работы с сервисами анализа посещаемости сайта.

К сожалению, эти сложности часто игнорируются разработчиками систем веб-аналитики. Они пытаются предоставить клиентам максимально широкий функционал в сервисе, не думая о том, сможет ли пользователь так же легко использовать его на практике. Как показывает опыт работы в сфере веб-аналитики, пользователи предпочитают не утруждать себя размышлениями о том, как работает сервис. Они быстро перестают пользоваться системой веб-аналитики, если у них возникают сомнения в отношении того, стоит ли тратить время на все это.

Немногие разработчики придерживаются правила, что держаться нужно за каждого потенциального клиента. А не надеяться на то, что в Интернете миллионы пользователей — а значит, клиенты найдутся.

Мы абсолютно уверены, что большинство разработчиков больше думают о внутреннем механизме своей продукции/услуги. А что если уделить внимание тому, как потенциальный клиент использует эту услугу. Тогда в центре внимания окажется потребитель — его поведение и эмоции во время использования продукции.

Разные системы веб-аналитики предоставляют различный по удобству пользовательский интерфейс. Это обусловлено логикой их разработчиков. Но, несмотря на это, никогда нельзя ставить клиентов в условия, при которых они будут соглашаться на меньшее, чем они хотят. Задача максимум для любого производителя продукта — сделать еще лучше то, что уже довели до совершенства другие. А в Рунете, к сожалению, довольно часто используют принцип «сделали как сделали», «не нравится — не пользуйтесь». Может быть, в том числе и поэтому коммерческие проекты в Рунете, и веб-аналитика в частности, намного уступают в своем развитии от своих западных аналогов.

Практически все специалисты в Рунете, так или иначе связанные с веб-аналитикой, говорят, что незначительный на данном этапе уровень ее развития в отечественном сегменте Интернета обусловлен двумя базовыми факторами:

Во-первых, слабым представлением о том, что такое «веб-аналитика». Этот тезис, кстати, подтверждается и нашими собственными исследованиями. Например, статистика Яндекса показывает, что пользователи Рунета и Уанета в поисковой системе «Яндекс» в месяц делают 16 тыс. запросов по ключевой фразе «анализ сайта» и только 500 запросов по ключевому слову «веб-аналитика».

Во-вторых, для многих пользователей систем веб-аналитики сам процесс анализа сайта является монотонной и достаточно трудоемкой работой.

По нашему мнению, пользователь будет безусловным поклонником веб-аналитики только в двух случаях. Если он на практике увидит, что веб-аналитика помогает его сайту зарабатывать больше, чем в данный момент времени. Но не все сайты являются коммерческими. Поэтому начинает работать второй случай: если сам процесс анализа сайта будет интересен владельцу сайта.

И не нужно говорить, что сам пользователь должен быть заинтересован в том, чтобы сделать свой веб-сайт лучше. Если Вы заядлый автогонщик, будет ли Вам интересно ездить на «Шкоде», когда в гараже стоит «Bugatti»? Так же и с веб-аналитикой. Пользователь, конечно, заинтересован в оптимизации сайта, но когда начинается процесс многочасовой медитации над данными посещаемости сайта, энтузиазм быстро пропадает.

А вот что именно нужно сделать, чтобы пользователю было не только полезно, но и интересно использовать сервисы веб-аналитики — это уже задача непосредственно разработчиков таких систем.

05.05.2013

Быстрая связь

Телефон *
Вопрос
Поля, отмеченные звездочкой (*) — обязательны для заполнения.